Про буллинг написано много всего и с разных точек зрения. Хочу рассказать о своем профессиональном видении этой проблемы. О том, что происходит внутри у тех, кто буллит.
Но сначала приведу пример из собственной жизни. Когда-то я была студенткой и отдыхала в студенческом летнем лагере. И все-то было хорошо и весело, пока одному молодому человеку по имени Азат не пришло в голову передразнивать меня. У меня в детстве и юности был тихий голос и еще немного писклявый, по мнению окружающих. Этот молодой человек подумал, как же весело меня передразнивать и разговаривать со мной таким же писклявым голосом. Меня это сильно опечалило. Я стала думать, что же делать. В компании, в которой мы оба тусовались, не было ни поддержки ни протеста против его идеи. Посмеялись, как говориться, и забыли. И я решила, что в ответ я буду его называть именем А-в-зад, вместо Азат. Каково же было мое удивление, когда назвав его пару разу этим именем, он спросил у меня, почему я стала так обидно его называть? Неужели не понятно? Я ему, конечно, объяснила причинно-следственную связь между этими двумя явлениями, на что он ответил, что не думал, что мне неприятно и мы договорились оставить эти прекрасные идеи в прошлом.
Это я к тому, что чаще всего человек, который дразнит кого-то, просто не задумывается о чувствах другого, не замечает их, не понимает или не берет в расчет. Ему весело, он креативит, становясь центром внимания от своей «шутки», обычно при поддержке или с молчаливого одобрения окружения. Словом, получает только положительные эмоции от процесса. И, так как креативность зашкаливает, логично происходит продолжение буллинга снова и снова.
Не секрет, что очень часто детки с СДВГ занимаются буллингом. Так как я работаю с детками с СДВГ, я часто сталкиваюсь с легкой формой буллинга. В кабинете, где я провожу программы коррекции, я даже не держу «опасных» предметов: ножниц, тонких или острых предметов, а скалку для раскатывания пластилина я приношу из другой комнаты только на время. Просто потому, что это может быть опасно. Даже если мы играем или занимаемся, то кинуть пластилином, наступить на ногу, толкнуть, дернуть за волосы, бросить в меня игрушкой, да посильнее – это в порядке вещей, это такая игра и креативность. Это то самое место, где мамы и папы краснеют и начинают одергивать своих детей. Не могу сказать, что мне нравятся подобные проявления креативности, но то, что это оборотная сторона таланта – точно. Я с пониманием к этому отношусь и мне удается переключать креативность в мирное русло.
Метод Рональда Дейвиса коррекции проблем в обучении и поведении человека с СДВГ основан на том, что в основе проблем лежит… креативность! Воображение ребенка с СДВГ необыкновенно развито, на что бы не упал его взгляд, воображение сразу подключается, начинает исследовать и креативно развивать объект. Это происходит постоянно. Это как постоянно действующая бегущая строка идей. Давайте рассмотрим на примере, как появляется негативный эффект. Ребенок с СДВГ хочет построить дом в воображаемом мире. Он может начать строить с крыши, потом может представить, как будут выглядеть окна и двери, и только потом стены. В воображаемом мире возможно все, нет никаких преград. Все происходит здесь и сейчас. Не нужно ждать, там нет времени. Не надо планировать и решать, что делать сначала, что потом. Продумывать последствия. Не нужно убирать бардак - там его просто не существует! Не нужно ни с кем договариваться и организовывать, нести ответственность. Там все основано на побуждении и немедленном исполнении. А так как ребенок часто проводит время в своем воображаемом мире, то некоторые жизненные концепции он просто упускает. То есть уже находясь в нашем физическом мире, он продолжает действовать по законам воображаемого. И ему сложно заметить, понять и определить в реальности время, причинно-следственные связи, последствия, приоритетность, важность, порядок, беспорядок, организованность, договоренность, ответственность и т.д.
Возвращаясь к проблеме буллинга давайте посмотрим как это работает в разрезе креативности и СДВГ. Например, ребенок с СДВГ придумывает обидное прозвище и обзывает другого ребенка. Что при этом происходит внутри у ребенка? Во-первых, он креативит, что само по себе приятно. Во-вторых получает тут же эмоциональную реакцию: окружение обычно находит это забавным и поддерживает это смехом, считает проделку крутой и СДВГ-ник чувствует себя звездой. И все это происходит здесь и сейчас. А расстроенный ребенок убежал жаловаться учительнице. Его чувства остались незамеченными. Потом появляется учительница с обиженным ребенком и начинает говорить про то, что делать так нельзя и надо извиниться. Позвольте, но за что извиняться-то? Что такого случилось-то? Для ребенка с СДВГ это уже совсем другая ситуация. Которая тоже существует здесь и сейчас: «Меня ругают не понятно за что. Я не понимаю, что я сделал не так, мы ведь просто играли и было весело!» Учительница кажется «злой и немного агрессивной». Предположим, ребенок старается «быть хорошим» и так обзывать больше не будет, но… В другой может толкнуть, зло подшутить, заорать, отобрать и т.д., не будем забывать, ведь он очень креативный! Или может переключится на другого ребенка… И это будет совершенно другая ситуация для него, другое «здесь и сейчас». Он не замечает «общей» основы ситуации, для него эти частные случаи не соединяются в общую картину. Поведение ребенка с СДВГ повторяется, а учительница прямо-таки становится источником неприятностей! Она жалуется родителям, директору, наказывает, одним словом возникает побуждение ее всячески избегать и «играть» в тайне от нее… А если к ней присоединяются еще и другие взрослые: учителя, директор, свои родители или родители других детей, то внешний мир для ребенка становится агрессивным и может появиться агрессия в попытках защитить себя…
Подводя итог, как живется «булли» и что ими движет, можно отметить, что если направить этот неисчерпаемый источник креативной энергии в мирное русло, например спорт или любое хобби, то, что увлечет и завладеет мыслями ребенка, где ребенок будет с удовольствием развиваться и креативить, то проблема занятия булингом- как одного из немногих доступных источников выплеска креативной энергии- отпадет, давая место новым свершениям со многими положительными подкреплениями в виде наград, выигранных трофеев, грамот, похвал, гордости родителей, учителей и школы.
Ну и метод Дейвиса, конечно, тоже помогает разобрать с пропущенными жизненными концепциями и фокусированием внимания.
Метод Дейвиса не является диагностическим, он работает с конкретными симптомами и помогает от них избавиться.
Елена Никулина, лицензированный специалист DDAI (Davis Dyslexia Association International) по коррекции дислексии, дискалькулии, дисграфии, диспраксии, Синдрома Дефицита Внимания с Гипо/Гиперактивностью или без, и других проблем в обучении по авторскому методу Роналда Дейвиса, директор компании Dyslexia Correction and Support Centre, Лондон, Великобритания. www.fixdyslexia.com
Более подробную информацию о методе коррекции дислексии, СДВ и других проблем в обучении вы можете найти в книгах Роналда Дейвиса "Дар дислексии" и "Дар обучения".
#дислексия #СДВ #СДВГ #синдромдефицитавнимания #коррекциядислексии #коррекцияСДВ #методДейвиса #проблемывобучении #методистыДейвисаЛондон
Иллюстрация: Shutterstock / koko chan
Comentários